Алексей Коруков: «Станкостроение в России надо не возрождать, а создавать заново»
Алексей Коруков: «Станкостроение в России надо не возрождать, а создавать заново»
– Наше предприятие выпускает станки лазерного раскроя, оказывает услуги по обработке металлов. Наша миссия очень простая ― мы пытаемся помогать богатым стать богаче. Мы выпускаем станки топ-класса, лидеры мировые по производительности. 20 лет мы на рынке. Считаю этот проект стартапом. В процессе стартапа мы продали станков на 90 млн долларов приблизительно. Мы экспортируем свою продукцию во всякие смешные страны, типа США, в Европу. В прошлом году продали станок на Тайвань. И в прошлом же году за станком мы и технологию продали на Тайвань, потому что там на это есть спрос.
Как я вижу ситуацию на рынке, потому что я произвожу и продаю станки. И изменения рынка за последние 10-15 лет ― это увеличение процента госсектора. Дальше – неразвитость кооперации, что сужает рынок для компаний, которые потребляют мою продукцию или которые производят компоненты. И мы не выдерживаем конкуренции очень часто с импортом.
И, по традиции, у нас преобладают идеи чучхе (опора на собственные силы – ред.). Предприятия все делают внутри себя или внутри холдинга. Касается практически всех отраслей. Ситуация в станкостроении, которым я занимаюсь. По сравнению с 1990 годом – падение объемов в 167 раз. Мы технологически довольно сильно отстали. Кадры на 95% утеряны. Минпромторг, де-факте, поддерживает иностранных производителей. Как это происходит? По заключению экспертов Торгово-промышленной палаты, 87% компонентов моих станков производится в России. И несмотря на это экспертное заключение, я так и не получил звания почетного российского производителя. «На радостях» я технологию продал.
Банковская и налоговая система тоже токсичны для станкостроительной отрасли. Получается, что на своей территории я сражаюсь за право временно называться российским производителем. Я считаю, что это неправильно. Мне кажется, что роль государства, роль министерств, ведомств ― это создание инфраструктуры и конкурентного рынка, а не монополизация отраслей, как это сейчас очень часто происходит.
А сейчас все говорят об одном и том же. Сегодня роль государства – как можно дороже продать инфраструктуру, – банковскую, транспортную, недвижку.
Станкостроение надо не возрождать, а создавать заново. Для того чтобы создать эту отрасль, нужна политическая воля. Что нам надо? Первое – это рынок. Если нет спроса, сколько денег в станки не вкладывай, продажи будут близки к нулю. Роль государства – это рынок, кадры, и насытить деньгами потребителя.
Приведу пример. Я плотно работаю с Тайванем, с Эстонией, и в России у меня производство. Посмотрите на цифры. В Эстонии я организовал предприятие, чтобы заниматься экспортом, чтобы заниматься поддержкой своих станков, проданных в Европе, и делать сервис. Потому что много таможенных преград, визовых и так далее. Сравним стоимость. Стоимость земли на Тайване – 1000 долларов квадратных метр, это 10 млн долларов стоит гектар. В Эстонии – 35 долларов, в евро чуть поменьше. Стоимость строительства тоже указана, она приблизительно одинакова.
Кредиты на Тайване выдаются минимум на 30 лет. Они не понимают, что такое кредит на 1-3 года и зачем, это не инвестиционный кредит. В Эстонии на 10 лет легко получается. Процентные ставки здесь указаны. В результате стоимость аренды на Тайване стоит 20 долларов квадратный метр в год, в Эстонии где-то 28,6, а у нас, скажем, в особой экономической зоне «Дубна», казалось бы, особая экономическая зона, – 90 долларов квадратный метр в год. Это я взял только один аспект, не учитывая остальных вещей.
И в результате комплексно что получаем? Прирост ВВП Тайваня в этом году будет 8 %, в Эстонии – 8,5%. А у нас? Я не знаю, но эту цифру, я думаю, что даже стыдно приводить.
Что предлагаю? Первое. Нужно дать оценку действиям Министерства промышленности и торговли по развитию внутреннего спроса для станкостроителей. По-моему, оценка негативная. И второе. Я считаю, что правом выдавать сертификат российского производителя нужно наделить Торгово-промышленную палату Российской Федерации. А то получается, что у нас Минпромторг, он и законодатель, и исполнитель, и судья в одном лице. Прогресса не будет.
Вот такие два предложения. Спасибо.
Из выступления Алексея Корукова на Совете ТПП РФ по промышленному развитию: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года. Их влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России»
Книга "Три власти" здесь и здесь
Использованы фотоматериалы и цитируется текст из открытого источника.